3 сентября 2020

М. Пронин

Написана: 13.03.2020 года.

75-лет тому назад солдаты и офицеры РККА, выкорчевав фашистскую гадину штыком и гранатой с земель восточной Европы, перешли границу Германии.

Впереди был Берлин и Рейхстаг!

Но мой рассказ сегодня не об этом.

Началось это, о чем я сегодня расскажу уже давно, когда я служил в роте ППС в Тираспольском ГОВД, в 80-х годах прошлого столетия.

Наше подразделение милиции всегда привлекалось на охрану общественного порядка в праздничные дни на площади «Конституции», сегодня площадь «Суворова», когда проходили парады или другие памятные мероприятия.

В день празднования «Дня Победы» 9 мая ко мне на глаза часто попадался пожилой мужчина, который почему-то всегда клал свои цветы на клумбу, разделяющую полосы встречного движения автотранспорта возле «Мемориала Славы» в г. Тирасполь. В то время когда все лица, участвующие в памятном шествии, клали свои цветы и венки на импровизированные захоронения братских могил на «Мемориале Славы», открытом в г. Тирасполе 23 февраля 1972 года.

Почему он это делает?

Меня это тогда сильно не интересовало.

Для себя я тогда сделал вывод, что ранее на этом месте находилось самое крупное из 4-х воинских захоронений, в г. Тирасполь, имевшихся до 1971 года, поэтому этот мужчина и оставлял там свои цветы по старой памяти или привычке.

Как-то раз мой сослуживец 9 мая 1985 года обратился к этому мужчине, сказав:

– Отец цветы нужно класть на мемориал, всех кто тут раньше лежал, в 1972 году перезахоронили на Мемориале Славы.

Этот мужчина развернулся к моему сослуживцу и ответил:

– Их отсюда никто не забирал, они все здесь, так и лежат.

И по щеке этого мужчины покатилась скупая мужская слеза. В это время я заметил под плащом на пиджаке у этого мужчины несколько рядов орденских планок.

Прошло время, этот случай почти стерся из моей памяти.

Не думал я, что в феврале 2020 года мне придется о нем вспомнить.

В первых числах февраля 2020 год подходила к концу совместная работа коллективов Приднестровского регионального отделения Межрегиональной общественной организации Российской Федерации и Тираспольской общественной организации «Совет ветеранов миротворческих сил, локальных войн и вооруженных конфликтов «МИРОТВОРЕЦ», Оперативной группы Российских войск в Приднестровье, Министерства внутренних дел ПМР и ООО «ИрБон», связанная с увековеченьем в г. Тирасполь памяти о Г.И. Котовском, путем установки на одном из домов по улице, названной в его честь, памятно-информационной доски.

В плане вышеуказанного мероприятия, посвященному Г.И. Котовскому, после открытия памятно-информационной доски планировалось возложение цветов на могилы героев Гражданской войны, комиссара бригады Г.И. Котовского – Христофорова Виктора Федоровича, тяжело раненого при освобождении бригадой Г.И. Котовского территории Украины и скончавшегося от полученных ран во время похода по освобождению Приднестровья в феврале 1920 года и на братскую могилу 22-х пограничников Парканской заставы, павших на боевом посту от рук не то белогвардейцев, не то отрядов «Батьки Махно», уходивших через Днестр в Бессарабию в ноябре 1921 года, которая на тот момент была оккупирована Румынскими войсками.

Однако, группа членов ПРО МРОО РФ и ТОО «МИРОТВОРЕЦ» накануне открытия памятно-информационной доски обследовала Тираспольский Мемориал Славы и не нашла на траурных плитах Ф.И.О. вышеуказанных бойцов РККА.

Когда я был ребенком, нас неоднократно воспитатели и нянечки нашего детского сада, а потом учителя начальных классов моей школы водили на воинские захоронения в г. Тирасполь и рассказывали нам, чей прах на них покоится и о подвигах некоторых павших и захороненных в этих памятных местах. Тогда я и узнал о комиссаре Христофорове В.Ф., а также о том, что в Тирасполе есть улица, названная в его честь, и не только о нем.

Я и сегодня хорошо помню, где располагались эти воинские захоронения в Тирасполе:

1. Находилось, где сегодня находится спортивная школа № 4 по ул. Одесской, там был установлен памятник пехотинцу РККА времен ВОВ одетым в плащ-палатку с винтовкой «Нагана-Мосина» с примкнутым штыком в руках. Этот памятник был покрашен всегда к 9 мая бронзовой краской.

2. Захоронение находилось по ул. 25 Октября на противоположной стороне от консервного завода имени «Павла Ткаченко» рядом с летней танцплощадкой. Там был установлен памятник матросу Черноморского флота одетым в бескозырку с пистолетом пулеметом Шпагина в руках. Этот памятник как я помню к 9 мая, окрашивали серебряной краской.

3. Самое большое воинское захоронение располагалось в г. Тирасполе по ул. 25 Октября рядом с нынешним Мемориалом Славы напротив школы № 6, там находился сквер, где на пьедестале стоял танк Т-34-85, экипаж которого 12 апреля 1944 года первым ворвался в брошенный румынами и немцами г. Тирасполь, в большинстве своем в этом сквере были захоронены бойцы, погибшие при проведении Ясско-Кишиневской операции. На это место и клал свои цветы ветеран, с которого я и начал свое повествование.

4. И сегодня находится на Кирпичной слободке на месте, где немецко-фашистские и румынские захватчики расстреливали плененных ими Советских партизан и подпольщиков.

Узнав о том, что на нынешнем Мемориале Славы среди эпитафий погибшим, высеченных на граните, отсутствуют Ф.И.О. героев Гражданской войны, я решил обратиться к Википедии Мемориала Славы г. Тирасполь.

И вот, что я там обнаружил:

Мемориал Славы – главный историко-мемориальный комплекс города Тирасполь столицы Приднестровской Молдавской Республики, открыт в 1972 году.

Здесь захоронены участники Гражданской войны, Велико Отечественной войны, а также участники обороны Приднестровья от агрессии Молдовы 1992 году.

В 1920-е годы на месте Мемориала славы располагался сквер. Там был похоронен комиссар кавалерийской бригады Григория Котовского В. Ф. Христофоров. Он вместе с командиром во время Гражданской войны освобождал Тирасполь от белогвардейских войск и мародёров.

В ноябре 1921 года на территории сквера были похоронены 22 пограничника Парканской заставы, павшие от рук белогвардейцев.

В этот момент мне и вспомнился ветеран ВОВ, ответивший моему сослуживцу по роте ППС 9 мая 1985 года

– Их отсюда никто не забирал, они все здесь, так и лежат.

Происходящее заставило меня провести свою проверку, по вышеуказанной фразе неизвестного для меня ветерана ВОВ, о том, что героев, покоившихся в трех из вышеуказанных мной воинских захоронений, никто на новый Мемориал Славы не переносил, а если и перенесли, то частично.

Сначала я обратился к старым фотографиям, пытаясь найти моменты перезахоронения воинов РККА времен Гражданской войны и Великой Отечественной войны на Мемориале Славы в 1971-1972 годах.

Однако, увы ничего подобного не нашел, кроме выше размещённой фотографии, на которой имелась приписка «Перезахоронение советских солдат. Тирасполь, 1972 ……».

Я даже обрадовался, что факт перезахоронения останков воинов РККА все-таки имел место быть и ветеран ВОВ, вспомнившийся мне, клавший свои цветы не на мемориале, а на клумбе, мог ошибаться.

Но присмотревшись к фото, понял, что это фото не является подтверждением того, что тот ветеран был не прав.

На фото изображен БТР-152, тянущий пушечный лафет с гробом в окружении почетного караула, конечно можно предположить, что впереди этой бронемашины в колонне следуют и другие бронемашины, тянущие такие же пушечные лафеты с гробами, с останками, павших на полях сражений, солдат РККА.

Но по знамени воинской части, установленном на БТР-152, а также по взглядам присутствующих лиц, наблюдающих за траурной процессией, и учитывая то, что траурная процессия, изображенная на этом фото, пока стоит на месте, сделал вывод, что эта бронемашина головная и единственная.

Далее мне удалось установить и поговорить с ветераном 14 ОА МО СССР, проходившему срочную воинскую службу по осеннему призыву 1970-1972 годах, участником уничтожения надгробий воинов РККА в сквере, где до лета 1971 года стоял на пьедестале танк Т-34-85.

Этот ветеран пояснил мне следующее, с условием, что я не буду называть его данных.

С его слов с ноября 1970 по 1972 год он проходил службу в строительном подразделении 14 ОА МО СССР, Одесского военного округа. Их подразделение было задействовано в строительстве нового Мемориала Славы в г. Тирасполь в 1971-1972 году. Он хорошо помнит, как в одну из летних ночей его подразделение привезли на строящийся мемориал, вооружив лопатами, ломами, кирками и другим шанцевым инструментом.

Командованием его подразделению была поставлена задача, расчистить площадку, чтобы можно было транспортировать танк Т-34-85 со старого пьедестала находящегося в сквере, на новый пьедестал строившегося мемориала.

Во время выполнения данного приказа были разбиты и вывезены надгробные плиты с эпитафиями, спилены деревья и вырублены кустарники сквера и т.д.

Также он хорошо помнит, как военной техникой перемещали танк Т-34-85.

По его словам, танк невозможно было сдвинуть со старого пьедестала, даже порвался трос, когда его пытались сорвать с места. После чего задействовали два воинских тягача и сорвали его с пьедестала, но при этом порвался трак левой гусеницы танка Т-34-85.

На мой вопрос выкапывали ли они и переносили ли на новые захоронение останки бойцов РККА?

Он ответил, что перед ними такая задача не ставилась, да и им гражданское лицо пояснило перед началом работ, что выкапывать там нечего.

Просмотрев еще другие материалы того времени, я сделал для себя вывод:

Что прах героев Гражданской войны и Великой Отечественной войны и сегодня покоится, закатанный в асфальт на площади «Суворова».

Даже фашисты и румыны, шагающие на ниже размешенном фото по оккупированному Тирасполю рядом с захоронением героев Гражданской войны, не позволили себе тогда надругаться над мертвыми.

Продолженье следует.

Комментарии (0)

Вы не можете оставлять комментарии